Выставка «Образы святителя Николая Чудотворца в иконе, скульптуре и медной пластике»
С 8 ноября в разделе постоянной экспозиции «Русское церковное и светское искусство XVI – начала XX века» начинает работу выставка, посвященная образам святого Николая Чудотворца. Иконопись, скульптура, медно-литая пластика и относящиеся к различным иконографическим вариантам изображения святителя — широкое разнообразие предметов представлено в одном из залов раздела.
Среди экспонируемых произведений — большая деревянная статуя, небольшая золоченая скульптура и трехстворчатый складень. Эти экспонаты восходят к древнему чудотворному образу святителя Николая Чудотворца (Можайского). Несколько экспонируемых в нише икон святителя Николая Мирликийского относятся к самому распространенному поясному варианту изображения святого. В одном из клейм четырехчастной иконы написан образ редкой иконографии «Никола Отвратный». Раздел экспозиции дополнен витриной, в которой помещены небольшие иконописные образы и произведения медного литья XVII — начала XX века с изображением Николы Угодника. Несколько произведений прошли современную реставрацию и впервые будут представлены в постоянной экспозиции музея.
Выставка продлится до 9 марта 2025 года. Посетить выставку можно по билетам «Постоянная экспозиция» или «Единый билет» .
Безусловный приоритет отдан живописи — наиболее важному жанру в формировании национального самосознания в XVIII–XIX веках. Раздел пейзажной живописи включает произведения А. К. Саврасова, И. К. Айвазовского, М. Н. Воробьева и других знаковых авторов жанра. Отдельного внимания заслуживает богатое собрание портретов — традиционно широко экспонируемая часть музейной коллекции. Среди всех живописных жанров в XVIII — первой половине XIX века именно портрет отразил своеобразие русского искусства данного периода, связанного с идеалами Просвещения. Архитектура экспозиционного пространства дает возможность проследить основные этапы развития русского портрета и оценить произведения именитых мастеров, таких как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Н. И. Аргунов, В. А. Тропинин, а также работы неизвестных живописцев, творчество которых составляет основу художественного феномена усадебной русской культуры. Помимо светского искусства в обновленной Художественной галерее широко представлены различные по времени и месту создания иконы. Задача этого тематического блока — рассказать об иконах разного назначения, об эволюции иконописи как искусства от Средневековья до Нового времени. Отдельный подраздел экспозиции, открытый в марте 2019 года, представляет собой сейфовую комнату с условным названием «Особая кладовая» В нем объединены экспозиция русского лицевого и орнаментального шитья XVI–XVII веков и произведения декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов — предметы церковного обихода работы мастеров Серебряной и Золотой палат Московского Кремля XVII века, произведения русских золотых и серебряных дел мастеров XVIII–XIX столетий.
Подробнее об экспозиции русского искусства музея «Новый Иерусалим»
Экспозиция русского искусства XVI — начала XX века включает в себя произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, большая часть которых поступила в собрания музея в после революционный период. Произведения живописи, мебели, художественного фарфора, бронзы были вывезены из усадеб для сохранения в музее. Поступления картин в 1937 году из закрытого Ленинского краеведческого музея в Царицыно завершили комплектование коллекции живописи в довоенный период.
Огромный ущерб архитектурному ансамблю и фондам музея был нанесен во время Великой Отечественной войны. С 27 ноября по 11 декабря 1941 года Истра была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, которые при отступлении взорвали Воскресенский собор и многие произведения погибли при взрывах и пожарах. В то же время сохранившиеся от довоенных поступлений экспонаты до сих пор составляют основу многих музейных коллекций.
Интенсивное восстановление архитектурного ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря и пополнение художественных фондов музея началось с 1973 года. В этот период практически заново была сформирована коллекция мебели, погибшая во время Великой Отечественной войны, пополнены разделы коллекций фарфора, живописи и акварельного портрета.
Восемнадцатое столетие справедливо считают веком портрета. Распространение портретного жанра происходит уже в петровское время. Блестящим примером этого служит портрет, поступивший в собрание музея, как портрет княгини Смарагды Кантемир, но который есть все основания считать портретом княжны Марии Дмитриевны Кантемир. Манера исполнения, соединившая в себе черты парсунного, плоскостного письма с чертами барочного парадного портрета, выдает в нем русского живописца. А глубина созданного образа заставляет вспомнить одного из лучших петровских мастеров – Ивана Никитина. Учитывая положение Марии Кантемир при дворе: княжна вошла в историю как «последняя любовь Петра Великого», ее портрет вполне мог быть заказан прославленному художнику.
Во второй половине XVIII века, наряду с парадным, широко распространился жанр камерного портрета. Его отличает композиционная простота, сосредоточенность художника на изображении лица портретируемого. Блестящий расцвет этого жанра связан с именем Ф.С. Рокотова. «Портрет М.Ф. Зотовой» был написан в зрелый период творчества художника. Есть нечто общее в его женских образах того времени, за которыми чувствуется внутренняя скрытая жизнь, но одновременно проявляются индивидуальные черты изображенных.
На развитие жанра портрета оказали влияние идеи просветителей с их понятием об «истинном достоинстве дворянина». «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» неизвестного автора кажется идеальной иллюстрацией этих понятий. «Духовный аристократизм», внутреннее достоинство – все эти характеристики, закрепившиеся в литературе того времени об идеалах дворянства, применимы к данному образу.
Портрет князя С.Н. Долгорукого кисти В.Л. Боровиковского представляет более позднюю страницу в истории русского искусства, но также близок к идеям просветительства. В портрете проявились классицистические тенденции и связанные с ними идеалы служения обществу. Антураж, сдержанность и строгость композиционного и цветового строя произведения помогают в создании образа просвещенного государственного мужа.
Собрание живописи XIX века демонстрирует различные жанры портретного искусства. Пример большого дворцового портрета – «Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой» кисти французского художника Робера Лефевра. Мария Федоровна Барятинская изображена в парадном костюме: русском сарафане и кокошнике, унизанном жемчугом, – после победы над Наполеоном при дворе вошла мода на все русское. Изображение выполнено на фоне величественного антуража и великолепно отражает творчество художника, бывшее типичным проявлением интернационального имперского стиля.
Существенные для русской культуры первой четверти XIX столетия романтические тенденции ярко проявились в портрете графа де Бальмена Александра Молинари. Исполненный же в последний год жизни В.А. Тропинина «Портрет доктора Н.И. Бера» не только хронологически, но и по образному строю выходит за рамки искусства первой половины XIX столетия, сближаясь с реалистической концепцией развития живописи. Характеристика образа отличается объективностью и одновременно типичностью.
Небольшой раздел пейзажной живописи представляет различные этапы развития жанра. Черты романтизма проявляются в пейзажах Максима Воробьева: в его «Итальянском пейзаже» природа предстает как идеальная среда обитания человека и как вечная, созданная творцом картина бытия. Понимание М.Н. Воробьевым пейзажа как возвышенного оказало влияние и на его ученика, выдающегося мариниста И.К. Айвазовского. Его любовь к эффектным мотивам ощущается и в небольших пейзажах из музейного собрания.
Иной этап в развитии пейзажной живописи связан с именем А.К. Саврасова – одного из первых мастеров, последовательно обратившихся к теме национального пейзажа. В пейзаже «Ранняя весна» художник передал красоту и одухотворенность родной природы, поэзию в обыденном.
В зале церковного искусства можно увидеть скульптуру и памятники иконописи XVI – XIX, выполненные мастерами из разных иконописных центров России (Москвы, Поволжья, Русского Севера, Ярославля и т.д.).