Выставка «Культурный полюс. Таруса» создана музеем «Новый Иерусалим» в партнерстве с Vikhrovaart gallery и Благотворительным фондом сохранения культурно-исторического и природного наследия Тарусы.
Таруса — один из эпицентров современного искусства в России, известный далеко за пределами нашей страны. Это уникальное место считают своей творческой альма-матер художники разных стилей и направлений, скульпторы, архитекторы, музыканты и литераторы. Здесь, как в Фонтенбло в XVI веке, в Барбизоне XIX века, в Париже первой четверти XX века и послевоенном Лондоне, на протяжении многих лет собираются представители различных творческих направлений со всего мира: живописцы, графики, мозаичисты, иконописцы, импрессионисты, реалисты, нонконформисты и мастера прикладного искусства.
Анна Вихрова, искусствовед, куратор проектаВыставка «Культурный полюс. Таруса» обращает внимание на лучшие традиции национального искусства — лирический пейзаж и авангард, которые стали фундаментом для формирования целой плеяды ярких современных художников, на которых повлиял «гений места».
В числе задач выставочного проекта — ввести в научный оборот термин «Тарусская школа» , вполне применимый к этому уникальному месту, рассмотреть Тарусу как явление, объединяющее художников разных стилей и направлений, взаимно обогащающее их через сотворчество и не умаляющее при этом неповторимого художественного почерка каждого.
Всего проект демонстрирует 118 произведений как заметных художников, творивших в Тарусе, так и малоизвестных авторов XX–XXI веков из коллекции музея «Новый Иерусалим», Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, из фондов Vikhrovaart gallery и частных коллекций.
В экспозицию вошли произведения Василия Поленова , редко экспонировавшиеся работы Николая Крымова, Марии Якунчиковой, Виктора Борисова-Мусатова, а также Александра Подколзина, Игоря Купряшина, Владимира Башлыкова и других мастеров.
Анна Антипенко, директор музея «Новый Иеусалим»В экспозицию выставки очень органично и гармонично вписаны работы из фондов музея «Новый Иерусалим», в том числе те, что никогда ранее не экспонировались. Таким образом мы не только говорим о Тарусе как об уникальном месте, подарившем столько вдохновения художникам и замечательных произведений, но и о собственной музейной коллекции, богатой, еще не раскрывшей всецело свой потенциал, способной украсить самые разнообразные выставочные проекты.
Впервые в большом объеме посетители музея увидят работы Василия Шитикова , в том числе его акварель с изображением Цветаевского дома, дачи «Песочное», где прошло счастливое детство Марины, Анастасии, Андрея и Валерии Цветаевых.
Вниманию зрителей предстала внушительная коллекция графических произведений Эдуарда Штейнберга , одного из ярких представителей плеяды художников-нонконформистов. Эти произведения был созданы в последний год жизни художника в Тарусе.
Современные авторы «Тарусской школы» представлены в основном работами последних лет, многие из которых впервые демонстрируются публике. В их числе — мозаичное панно Марко Бравура , итальянского мозаичиста, долгие годы работающего в Тарусе.
Художественная активность в Тарусе не прерывается на протяжении вот уже более века с начала 1890-х годов, когда Василий Дмитриевич Поленов начал строить на правом берегу Оки усадьбу «Борок» (будущее «Поленово»), а Иван Владимирович Цветаев, будущий создатель Музея изящных искусств на Волхонке, снял дачу «Песочное» на противоположном берегу. В самые тяжелые времена, начиная с 1920-х годов, Таруса была местом вынужденного поселения для представителей репрессированной творческой интеллигенции страны, которым не разрешали селиться ближе, чем за 100 км от крупных городов. И даже во времена хрущевской оттепели выпуск не прошедшего должной цензуры альманаха «Тарусские страницы» и первая в СССР выставка молодых художников-нонконформистов вызвали грозу на головы причастных к этим знаковым событиям, ведь признанным в стране жанром еще два десятилетия оставался исключительно соцреализм. Важной частью экспозиции станут работы советских мастеров, которые пересекались в знаменитом Доме творчества под Тарусой.
Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим»Выставка «Культурный полюс. Таруса» дает возможность продемонстрировать в новом контексте произведения мастеров из собрания музея, которые уже выставлялись, и показать ранее не экспонируемые работы. Помимо тонких акварелей Василия Шитикова, выполненных в стилистике модерна, посетители смогут открыть для себя имена Елены Фрадкиной и Александры Петровой. Эти две вхутемасовки каждая по-своему смогли передать красоту тарусского пейзажа. Обе художницы наверняка бывали в Доме творчества под Тарусой. И выставка напоминает об этом важном месте для многих мастеров, где они в 1960–1980-е годы не только могли работать, но и общаться. Это было место творческих встреч художников разных поколений, осуществлялась их живая связь.
По замыслу кураторов, проект «Культурный полюс. Таруса» призван обратить внимание на лучшие традиции отечественного искусства в контексте мировой культуры и на феномен гения места, который до сих пор притягивает мастеров высокого художественного уровня. Также он станет данью памяти Василия Поленова, художника с уникальной способностью улавливать духовную атмосферу, чей 180-летний юбилей со дня рождения отмечается в 2024 году.
Экспозицию выставки составляют десять зонированных пространств , активно взаимодействующих друг с другом. Посетитель может проследить процессы становления Тарусы как творческого и культурного центра, взаимодействие разных видов искусства, которое вырастило новое поколение художников. Также специально для выставки создана инсталляция «Дома и имена Тарусы» , которая рассказывает посетителям о ключевых вехах становления Тарусы в качестве культурного полюса России.
Выставка будет интересна широкому кругу зрителей, а также специалистам и коллекционерам, поскольку покажет творчество и известных мастеров, и тех, чьи имена забылись в бурных перипетиях российской истории конца XX, и вместе с тем откроет новые имена выдающихся современных художников XXI века.
Особенностью проекта, подчеркивающей его просветительский аспект, станет насыщенная образовательная программа для самой разнообразной аудитории — встречи с художниками, мастер-классы и другие мероприятия.
Выставка продлится до 20 октября 2024 года.
Авторы концепции и кураторы проекта:
Анна Вихрова — искусствовед, арт-директор Vikhrovaart gallery и международной ассоциации Korrespondance, куратор выставочных и просветительских проектов, лектор ГМИИ имени А. С. Пушкина
Елизавета Мисаилова — арт-менеджер, гид, куратор выставочных и просветительских проектов в сфере современного искусства
Людмила Денисова — руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим»
Научный редактор проекта
Оксана Савоскул — основатель председатель правления благотворительного фонда сохранения культурно-исторического и природного наследия Тарусы.