На рубеже XIX и XX веков художники часто обращались к истории и визуальным образам XVII столетия, переосмысляя их и всю допетровскую эпоху в своем творчестве. Выставка показывает различные проявления этого интереса через полотна Аполлинария Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Александра Головина, Константина Коровина, Дмитрия Стеллецкого, Кузьмы Петрова-Водкина и других. Также в проект включены многочисленные предметы двух перекликающихся в выставке периодов.
Экспонаты выставки можно увидеть на площади более 3000 м². Особенность выставки — ее интеграция с постоянной экспозицией музея «Новый Иерусалим», а в комплексе весь проект охватывает целый этаж музея «Новый Иерусалим».
Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим»Для «Нового Иерусалима» это первый подобный опыт, когда временная выставка вступает в диалог с собственной коллекцией музея. Наше собрание началось и строилось с фундамента, в основе которого знаковые предметы XVII столетия. Замысел в том, чтобы, проходя залы постоянной экспозиции, посетитель погружался в эпоху, напитывался искусством того периода, и затем, переходя уже к основному пространству выставки — как к кульминации — смог иначе, осмысленно посмотреть на работы художников Серебряного века и их „погружения“ в XVII век, ставший мощным источником вдохновения».
Выставка начинается в залах постоянной экспозиции музея, где демонстрируется коллекция предметов XVII века — основа и сердце музейного собрания. Многие из них связаны с Ново-Иерусалимским монастырем и патриархом Никоном. Это исходная точка повествования, позволяющая зрителям проникнуться красотой и своеобразием искусства последнего столетия допетровской Руси, всем тем, чем вдохновлялись художники Серебряного века. В рамках выставки в постоянную экспозицию музея в качестве временных интеграций включены отдельные произведения XX века, интерпретирующие эстетику XVII столетия. Среди интегрированных работ — стилизованные парсуны Дмитрия Стеллецкого; религиозные композиции Натальи Гончаровой, творчески развивающие эстетику узорочья.
Главный зал выставки раскрывает ее центральную метафору, заложенную в заглавии «Формула Руси». Создавая образы XVII столетия, художники Серебряного века прежде всего концентрировались на визуальности, стремились найти формы и краски, воплощающие дух эпохи, конкретные же сюжеты были для них второстепенны: изображения разных событий и сцен у художников укладывались в схожие визуальные формулы. Следуя этой логике, главный зал выставки включает в себя четыре раздела: «Дерево», «Серебро», «Золото», «Огонь». Элементы объединены не сюжетно или хронологически, а визуальными мотивами, за каждым из которых стоит целый пласт смыслов, определяющих ту или иную часть противоречивого и сложного образа XVII века. Вместе эти элементы, словно части алхимической формулы, составляют собирательный художественный образ России XVII столетия.
Василий Успенский, искусствовед, куратор выставки:В эпоху политических, идеологических и художественных разногласий увлечение эстетикой XVII века объединяло таких далеких друг от друга художников как Билибин и Филонов, Рябушкин и Кандинский, Стеллецкий и Гончарова. В этом был не просто исторический интерес, но попытка через обращение к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты. Выставка „Формула Руси“ пытается суммировать их труды и вновь обратить внимание зрителя к сложному, самобытному и прекрасному последнему веку допетровской России.
Экспозиция также отражает так называемые «темный» и «светлый» миф Средневековья, то есть критическое и восторженное восприятие эпохи, предшествовавшей Новому времени.
«Темный» миф был сформулирован уже в самом начале следующего, XVIII века, во времена правления Петра I, и закреплен в последующие эпохи, вплоть до советского времени. Согласно ему, допетровская Русь представлялась темной, косной, отсталой, жестокой и рабской. Бесконечная череда войн, смут, восстаний, народных бедствий и властного произвола, а также резкий контраст с европейскими реалиями того времени, были тому основой.
«Светлый» миф получил наибольшее развитие в Серебряном веке, которому вообще был свойствен ностальгический и мифологизированный взгляд в прошлое, привлекательное прежде всего своей несхожестью с настоящим. Переход от смуты к порядку и процветанию, духовность и патриархальная чистота нравов, самобытность жизненного уклада вкупе с ярким визуальным образом золотой осени Средневековья: раззолоченные главы церквей, узорчатый бархат, боярские меха, — делали XVII век вожделенной, похожей на волшебную сказку эпохой.
Ныне темный и светлый мифы XVII века сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга.
Андрей Рябушкин, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов соединили глубокое знание исторических реалий с эстетским подходом к их изображению. Яркий визуальный образ ставился выше психологизма и драматизма. Декоративная линия художественного осмысления наследия XVII века была продолжена в работах Ивана Билибина и Дмитрия Стеллецкого, а также в произведениях художников Абрамцевского кружка, мистически-духовная — в творчестве Николая Рериха и символистов. Радикальные модернисты также не обошли вниманием XVII век. Ярче всего это воплотилось в творчестве художников «Бубнового валета», в особенности Натальи Гончаровой.
Хронологические рамки Серебряного века расширяют иногда до начала 1930-х годов, последние же его отблески находят даже в 1960-х. Так и следы интереса к XVII веку ощущаются вплоть до работ Павла Филонова и его учеников, которые в поиске нового художественного языка обращались к истокам изобразительности, в том числе национальным.
К выставке готовится выпуск каталога и серия сувенирной продукции, а также обширная параллельная программа: лекции, тематические экскурсии, образовательные занятия, мастер-классы и другие мероприятия.
Выставка будет открыта до 16 июня 2024.
На выставке представлена в том числе и графика. В силу особенностей экспонирования графических произведений, спустя три месяца с открытия выставки в марте часть таких работ сменили новые произведения. Сейчас посетители могут увидеть, например, обновленные эскизы костюмов Александры Щекатихиной-Потоцкой к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и Кузьмы Петрова-Водкина к спектаклю «Борис Годунов» по драме А. С. Пушкина, обновленные иллюстрации Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке», Эскиз декорации к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова и работы других авторов.
Над проектом работали:
Василий Успенский — искусствовед, куратор выставки
Наталья Михалина — заместитель директора музея «Новый Иерусалим» по научной и выставочной деятельности
Арина Гундрова — ученый секретарь музея «Новый Иерусалим»
Фатали Талыбов — архитектор
Дмитрий Мордвинцев и ABCdesign — графический дизайн
Информационные партнеры проекта:
Радио Культура Известия Телеканал 360 PRABABOUSHKA