Музей «Новый Иерусалим» принял участие в научной конференции | Музей Новый Иерусалим
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
Музей «Новый Иерусалим» принял участие в научной конференции
21 октября 2024 года Музей христианского искусства Московской духовной академии провел научную конференцию «Год В. И. Соколова в Музее христианского искусства. Задачи, открытия, перспективы» в г. Сергиевом Посаде на территории Лавры. От музея «Новый Иерусалим» участие в конференции приняла ведущий научный сотрудник музея «Новый Иерусалим» Куликова Лидия Владимировна, рассказав о автолитографиях В. И. Соколова, хранящихся в музее.

Работы художника, серия «Сергиев Посад. Автолитографии 1916–1917 гг.» (14 работ) и серия малоформатных автолитографий «Старый Сергиев» 1917 г. (14 работ), а также три акварели, поступили в музейное собрание графики в 1944–1946 гг., когда музей, в то время Московский областной краеведческий, находился в эвакуации в Москве на Берсеневской набережной в палатах Аверкия Кириллова.

Документы и фотографии, обнаруженные ведущим научным сотрудником Молодцовой Натальей Владимировной, дают возможность утверждать, что работы Соколова были приобретены музеем у автора в 1946 году и показаны в 1947 году на выставке «Историко-художественные и мемориальные памятники Московской области».

Фотография с выставки «Историко-художественные и мемориальные памятники Московской области», 1947 г.

Особый интерес у участников конференции вызвал рассказ о малоформатном издании автолитографий, которые до наших дней сохранили, сделанное для выставки, возможно авторское оформление, а также подписи и надписи 1917 года. На небольших листах — аналогичные автолитографиям из большого альбома мотивы: общие виды и «уголки» старой Лавры. Интересны они тем, что раскрашены по печати от руки акварелью и белилами. Это придает печатной графике вид оригинальных миниатюр с тонким лирическим настроем. По свидетельству знатоков, эта серия — одна из трех сохранившихся и представляет большую редкость.

Выставка в Музее христианского искусства, проходившая в несколько этапов в течение этого года и приуроченная к ней конференция в Сергиевом Посаде, открыли для широкого круга исследователей и любителей творчества общественную деятельность Владимира Ивановича, круг его соратников и учеников. В одном из докладов была определена большая роль В. И. Соколова в формировании коллекций традиционных промыслов Сергиево-Посадского музея-заповедника, а, значит и многих других музеев в Московской области и России, т. к. работа Сергиево-Посадского музея в послевоенные годы считалась эталонной.

Лидия Куликова Ведущий научный сотрудник художественного отдела

Биография художника

Соколов Владимир Иванович — род. 30.04 (13.05).1872, Касимов, (Рязанская губ.), ум. 28.03.1946, Загорск (Московская обл.). Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства.

Окончил реальное училище в Воронеже, МУЖВЗ (1887–1891). Учился у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. Большое влияние на Соколова оказало творчество его старшего товарища В. В. Переплётчикова, а также И. И. Левитана, знакомство с которым относится к 1894 году. Член Московского общества любителей художеств (с 1895). Экспонент (1896), член (с 1916) ТПХВ.

Художник-преподаватель рисования и черчения в Земских учебных мастерских (Сергиев Посад), заведующий учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства. (1903–1920, Сергиев Посад). К 1907 относится знакомство с И. Н. Павловым, под влиянием которого начинает заниматься графикой. Сотрудничал с графической мастерской И. Д. Сытина. В 1925 вместе с М. В. Боскиным, И. И. Овешковым, B.И. Хрустачёвым и другими основал Сергиевский филиал Ассоциации художников Революционной России (АХРР). Был помощником хранителя, членом Ученого Совета и правления Сергиевского художественного музея (1926–1928). Член Московского отделения Союза советских художников (1934), переведен в члены Московского областного отделения Союза художников (1941).

Основные произведения Соколова связаны с пейзажным жанром: «Осень» (1893), «Весна» (1894, 2-я премия на конкурсе Общества любителей художеств, 1894), «Весенняя дорога» (1896), «В глухом бору» (середина 1890-х), «Осенняя аллея» (1900), «Сирень. Серый день» (1901), «Зима. Сумерки» (1901), «Ростов Великий. Белая палата» (1902), «В старой деревне» (1904), «Покинутая усадьба» (ГТГ), «Весенние сумерки» (1910), «У дремучего леса» (1910), «В распутицу» (1911, Астраханская областная картинная галерея), «Прошлое. Сумерки» (1911).

Музей христианского искусства

фотография Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет». Источник: https://mpda.ru/museum/?ysclid=m3fvoq92sb530511411

Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» находится в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в здании бывшего императорского дворца XVII века. Коллекция, в которой более 20 000 произведений искусства, принадлежит Московской духовной академии. Это крупнейший музей Русской Православной Церкви, собрание которого по праву называют «Церковным Эрмитажем».

Музей был основан в 1871 году. В Музее христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» проходят учебную практику студенты Московской духовной академии. С 2018 года экспозиция открыта для паломников и туристов.

Дата публикации: 22.10.2024