Купить билет онлайн

«Искусство как праздник». Выставка произведений Константина Горбатова

После долгих лет забвения творчество Константина Ивановича Горбатова (1876- 1945), разделившего судьбу многих художников, покинувших Советскую Россию, приобретает все большую известность у себя на родине. Его произведения все чаще появляются на музейных выставках, в антикварных салонах,   привлекая  внимания своей добротностью и нарядностью.

В предвоенные годы картинами художника восхищались  на выставках в Риме, Венеции, на Капри, они имели успех в Германии, где художник проживал вплоть до кончины  24 мая 1945 года.

Константин Иванович Горбатов родился  5 мая 1876,  в Ставрополе (ныне Тольятти)  Самарской губернии. Уроженец   волжского городка,  Горбатов хорошо знал русскую провинцию. В ранний период творчества он часто обращается к теме русского национального пейзажа,  изображая старые русские города с их церквями, березками, холмами и перелесками. Тематически и формально его  искусство смыкалось с  творчеством молодых последователей передвижников, объединившихся в “Союз русских художников”.

После окончания Академии (1912) Горбатов едет в Рим, затем по приглашению М. Горького  переезжает на Капри. Путешествует по югу Европы. Вернувшись на родину, много путешествует по России, живёт в Петербурге, в Москве. 

После отъезда из России в 1922 году Горбатовы поначалу  живут в Италии, а с 1926 года переселяются в  Берлин. Формально являясь жителями Берлина, фактически  художник и его супруга Ольга Александровна Горбатова, ведут жизнь скитальцев. Они  свершают ежегодные поездки в Италию, подолгу живут  на Капри, в Венеции,  в 1928 году едут  в Финляндию, где Горбатов посещает  И.Е. Репина в Куокколе,  Пенатах. В середине 1930-х годов Горбатов  путешествует по Палестине,   едет в Лондон.

Из России Горбатов уехал в возрасте 46  лет уже сложившимся мастером, его творчество невозможно понять вне традиций русского реалистического искусства. Но Европа, прежде всего Италия, стала для художника  местом, где он обрёл идеальную эстетическую среду. Нарядность, яркость, жизнерадостность и добротность - вот те слова, которые характеризуют его итальянские картины. И это  вполне совпадают с определением самим Горбатовым искусства “как праздника”.

Поездки, столь необходимые мастеру для творчества, продолжались вплоть до начала  второй мировой войны. С  началом войны  выезд из Германии Горбатовым был запрещен, так как они числились, согласно их загранпаспортам,  советскими  гражданами. Дважды в неделю им, как “неблагонадёжным”, приходилось отмечаться в полиции. Новые временные паспорта супругам каждые четыре месяца продляет шведское консульство. Жизнь  этих лет, вероятно, была непроста во всех отношениях. Последнее жилище Горбатовых - небольшая двухкомнатная квартирка  с крохотной кухней в полуподвальном этаже.

Несмотря на это почти до самой смерти художник работал: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в  фашистском Берлине, виды старых русских городов. Они и “голубые” русские  зимы  оставались в памяти художника на протяжении всей его жизни.  Одна из самых  поздних картин мастера, находящаяся в собрании музея,  с изображением  Ростова Великого, датируется 1943 годом.

Еще одна тема была постоянной для творчества художника на протяжении всей жизни. Это  тема вымышленного, ушедшего под воду, града Китежа. В  коллекции музея она представлена одной композицией, выполненной в технике гуаши. Картина заставляет вспомнить работы русских символистов начала ХХ века. 

Творчество Горбатова - цельное явление: художник был восприимчив лишь к тому, что было близко его видению.  Самое большое формальное воздействие на Горбатова оказал опыт импрессионистов. В целом же,  артистизм художника и его романтическое отношение к искусству, которое он превозносил, заявляя, что “ только  люди, любящие искусство, ценят жизнь, только им доступна тайна бытия”, отражают верность Горбатова традициям русского искусства  рубежа Х1Х-ХХ веков.

Оставаясь всегда русским художником, незадолго до окончания второй мировой войны Горбатов   писал в  письме-завещании: “Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит  каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины... отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт нужным”.  Судьба распорядилась так, что произведения  Константина Горбатова (всего более 100 живописных  и графических работ) и его архив в 1964 году были переданы из ГДР  в музей  “Новый Иерусалим” (в то время Московский областной краеведческий музей).